Вместе с развитием информационных технологий неуклонно растёт число мошенничеств в финансовой и страховой сферах с использованием мобильных телефонов и сети Интернет. Параллельно растёт количество и качество схем, которыми пользуются злоумышленники.
Банк России ведёт непрерывную работу по борьбе с мошенниками. Только за первый квартал 2022 года регулятором было заблокировано около 90 тысяч телефонных номеров и 1,3 тысячи фишинговых сайтов.
Кроме того, в последние годы значительно выросли требования Банка России к информационной безопасности страховых компаний. Регулярно выпускаются новые нормативные документы.
Со своей стороны и в рамках этих требований ЭНЕРГОГАРАНТ постоянно дополняет и предпринимает организационные и технические меры, направленные на предотвращение утечки конфиденциальных данных клиентов. В связи с возросшим с февраля количеством сетевых атак, эта работа стала вестись ещё интенсивнее, и на данный момент все попытки злоумышленников остаются безуспешными.
К сожалению, мошенникам всё же удаётся получать персональные данные из других источников. К примеру, совсем недавно в Интернете появилась карта, в которой отображались данные из систем ГИБДД, "Яндекс.Еды", СДЭК и Wildberries. Из карты можно было узнать имена людей, их адреса, номера телефонов, государственные и VIN-номера автотранспортных средств и многое другое. Конечно, доступ к карте сравнительно быстро перекрыли, но этот случай демонстрирует, что персональные данные появляются в сети Интернет даже в открытом доступе. Не говоря уже о том, какое количество всевозможных баз данных продаётся в "даркнете".
Вооружившись такой информацией, а также некоторыми техническими навыками, злоумышленники имеют достаточный арсенал для реализации своих схем. При этом в последнее время широко распространилось мошенничество, когда физическое лицо под воздействием методов "социальной инженерии" добровольно передаёт свои данные, которые затем используются для кражи денежных средств.
Наибольшее количество случаев мошенничества в страховой сфере касается полисов ОСАГО, и не в последнюю очередь это связано с появлением электронных страховок.
Хотелось бы посоветовать нашим клиентам быть бдительными при оформлении страховых полисов в сети Интернет или по телефону. Главное — проверять источник, откуда приходит предложение о покупке.
Если вы решили оформить электронный полис ОСАГО, то делать это нужно только через личный кабинет на официальном сайте страховой компании или через подтверждённые сайты-агрегаторы, всю информацию о которых можно найти на сайтах Банка России и Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Если же вы стали жертвой мошенников, то незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы!
Памятка "Как защититься от мошенников"
Статья подготовлена
Андреем Бариновым —
начальником отдела
информационной безопасности ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ"